Monday 11 November 2013

Основные причины малой популярности электронных площадок фрахтования судов


Данная статья является моими вольным переводом и переработкой статьи G. Batrinca. 2008. E-Chartering Web Based Platforms Between Success and Failure // TransNav Vol.2 No.3 2008. p. 293-296. За пять лет с момента публикации G. Batrinca произошли некоторые изменения. Но они, на мой взгляд, только подтверждают правоту сделанных выводов.

В течение многих лет с момента возникновения понятия электронной коммерции и «.com»-бума наблюдаются попытки перевода брокерскими фирмами своей фрахтовой активности на интернет-платформы. Сегодня, когда существует несколько работающих параллельно электронных площадок для фрахтования судов, возникает вопрос о степени значимости фрахтовых интернет-порталов и удобстве применения подобных электронных бирж, построенных по принципам социальных сетей.

Из истории возникновения спроса на электронные инструменты торгов. Фрахтование судов еще 30 лет назад было довольно сложной задачей в связи с тем, что судовладельцы были ограничены в своих коммуникационных возможностях и не имели достаточной информации о рынке возможных грузов. Тогда считалось, что в горизонте судовладельца попадает до 20-30 вариантов отфрахтования в интересующем его районе, из которых, в последствии, осуществлялся выбор лучшего. При этом знания об остальной части рынка напрочь отсутствовали и, нередко, наилучшие предложения так и не попадали в поле зрения брокеров. Им приходилось выбирать вариант, не зная о присутствии на рынке большого количества других грузов по, возможно, лучшей фрахтовой ставке. В такой ситуации развитие электронной почты было с энтузиазмом воспринято многими брокерами, так как одним щелчком мыши все их позиции и фрахтовые ордера могли быть разосланы сотням других, а добавлять все большее количество контактов в записные книжки стало проще. Последнее, между прочим, привело к лавинообразному росту клиентской сети и расширению потенциального охвата рынка.
Photo: Alexey O. Chepok
Все это и значительно снизившиеся издержки на связь подтолкнули брокеров выставлять на рынок все больше и больше грузов, не зависимо от того контролируют они их или нет. Как результат, существенно изменился сам состав работы фрахтовых брокеров, которые теперь были завалены сотнями электронных писем, требующих большого количества времени, чтобы в них разобраться и оценить каждое из предложений. Особенно остро выглядит тенденция последних лет, когда количество сделок, совершенных с помощью так называемых «конкурирующих» брокеров снизилось за счет распространения практики обмена информации по электронным каналам связи. Возникают новые тенденции того, что сделки между фрахтователями и судовладельцами вообще будут скоро заключаться напрямую. Это приведет к сокращению количества брокерских домов и переходу специалистов на работу фрахтовыми менеджерами к участникам рынка, которые, в первую очередь, заинтересованы не в экономии расходов на брокерах, а в заключении сделок на благоприятных для себя условиях.
Source: AXS Marine
Поэтому на этом фоне появление электронных узкоспециализированных фрахтовых торговых площадок выглядело вполне естественным. Тем не менее в использовании таких биржевых площадок фрахтовый рынок проявил свою консервативную сторону. Не смотря на то, что все стороны участвующие во фрахтовании согласны с тем, что рано или поздно большинство сделок будет заключаться именно на торговых порталах, они не спешат переходить на электронные платформы.

Наиболее известные электронные фрахтовые биржи. На данный момент известно о нескольких десятках электронных бирж, в свое время предлагавших или предлагающих на сегодняшний день сервис е-фрахтования судов. Из них несколько сайтов были разработаны с помощью финансовых вливаний первоклассных фрахтователей и операторов судов. Рассмотрим в качестве примера действующие Baltic Exchange и AXS Marine, а также уже почивший Levelseas, с которого и начнем.
Портал Levelseas (www.levelseas.com) являлся разработкой одноименной компании, принадлежащей Clarksons, одному из известнейших провайдеров рыночной информации в судоходстве. Сайт предлагал зарегистрированным участникам два функциональных модуля: Levelseas Exchange (биржа) и Levelseas Operations (оперирование).
Целью Levelseas было формирование интегрированной информационной системы, которая управляет данными, извлеченными непосредственно из баз данных компаний-пользователей. Главными преимуществами системы определялись: увеличение эффективности, открытость для пользователей, снижение затрат и количества ошибок. Одним из слабых мест системы была ее миссия. То, что Clarksons постоянно заявляли о намерении сделать Levelseas системой «№1» для фрахтового рынка, настораживало многие конкурирующие фирмы и подсказывало им не торопиться выкладывать свои данные в сеть.
Первая по значимости электронная площадка Baltic Exchange (www.balticexchange.com), имя которой само по себе является многовековой традицией в судоходстве. Система электронных торгов Baltic Exchange была разработана только как инструмент для обмена информацией между брокерами, фрахтователями и судовладельцами: позиций судов, фрахтовых ордеров, оферт. Причем пользователям предлагается развитый набор политик для определения горизонта видимости их информации, т. е. четко обозначается кто может видеть объявления участника рынка. Дополнительно предоставляется доступ к базе данных всех осуществленных на Лондонской фрахтовой бирже сделок. Хотя портал не имеет кнопки “Заключить сделку”, можно с уверенностью сказать, что система используется не только для поиска и обмена информации, но и для заключения торгов. Система включает в себя также биржу деривативов, где можно осуществлять торговлю фьючерсами, но только брокерам, в то время как судовладельцы и фрахтователи могут просматривать действия брокеров по своим заявкам.
И, наконец, AXS Marine (www.axsmarine.com), предлагающий набор мощных и гибких инструментов для обработки информации, предназначенных, в первую очередь, для нужд участников рынка фрахтования танкерного (AXS Tanker), балкерного и контейнерного (AXS Dry), офшорного (AXS Offshore) тоннажей. В зависимости от того как заключаются сделки, происходит оплата услуг портала. Если сделку заключает брокер, то она будет бесплатна для судовладельца и фрахтователя, а гонорар оплачивается самим брокером. Однако, когда сделка торгуется в системе напрямую между судовладельцем и фрахтователем, то AXS принимает на себя роль брокера и взимает комиссию с обоих сторон, соответственно 0.75% и 1%.

Как видно, технический уровень развития торговых площадок фрахтования достаточно высок. Однако, как показало время, электронным фрахтовым биржам так и не удалось оправдать ожидания большинства участников рынка, и это несмотря на репутацию крупных компаний, инвестировавших в порталы. Почему? Существует ряд концептуальных недостатков применения новых инструментов проведения торгов.

Основные причины малой популярности электронных бирж у профессионалов рынка фрахтования. На ряду с инновационными возможностями по обмену и обработки информации, основывающейся на автоматизации процессов поиска подходящих предложений и на возможностях контекстного выхода на широкий рынок, применение электронных торговых площадок в фрахтовании не получает значимого распространения. Это связано с рядом факторов.
Функционал некоторых порталов не отвечает всем требованиям брокеров. На других биржевых площадках предложен необходимый набор инструментов для ведения электронных торгов, но нет достаточной базы клиентов, т. е. нет судов и грузов. Но даже те электронные биржи, у которых есть и торговая площадка с развитым функционалом, и суда, и груз, подвержены влиянию «скепсиса» со стороны участников торгов. При этом период преодоления скепсиса оценивается как значительно превышающий ожидания организаторов самих порталов. Связано это, в основном, с тем, что участники рынка не стремятся выставлять свои суда и груз на сайте до тех пор, пока не увидят на этом же сайте все другие суда и грузы.
Более того, большинство брокеров опасаются доверять конфиденциальную информацию серверам, где теоретически возможно третьим лицам воспользоваться этой информацией. Особенно внушает опасения то, что переход на такие площадки приводит к концентрации чувствительной бизнес-информации в одном месте, формирует чрезмерную зависимость бизнес-процессов брокера от работы портала, что явно противоречит до сих пор существующей традиционной концепции распределенной коммуникационной сети между участниками рынка.


А.О. Чепок
Creative Commons License
Данный текст защищен авторским правом и предоставляется вам по свободной лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 3.0 Unported License.

Blog's Most Popular Posts last week